[Николай из Толентино; лат. Nicolaus de Tolentino; итал. Nicola da Tolentino, a Tolentino] (1245, Сант-Анджело-ин-Понтано - 10.09.1305, Толентино), св. Римско-католической Церкви (пам. 10 сент.).
Ключевые источники сведений о жизни и почитании Н. Т.- протоколы канонизационного процесса (состоялся в 1325) и Житие. Полный текст протоколов сохранился в 2 списках: Siena. Archivio di Stato. Y. 78 (Fondo diplomatico Bichi-Borghese); Siena. Bibl. Communale degli Intronati. K. I. 14; сокращенный вариант - в 6 списках: Vat. lat. 4027, 4028; ASVat. Congregatione dei Riti. Proc. 3000; Tolentino. Archivio del Convento Ordinis S. Augustini; Siena. Bibl. Communale degli Intronati. K. I. 15; Bologna. Bibl. del Collegio di Spagna. 274. Критические издания протоколов процесса канонизации предпринимались неск. раз, наиболее полные издания: Il processo. 1984 (на основании 2 рукописей) и Il Compendio. 2002 (на основании 4 рукописей).
Житие, написанное ок. 1326 г. Петром из Монтеруббиано, сохранилось в 11 рукописях (все XV в.). Составитель Жития лично знал Н. Т. и был хорошо знаком с материалами канонизационного процесса - иногда он указывает на содержащиеся в них неточности. Так, напр., в протоколах процесса содержится свидетельство некой женщины, утверждавшей, что Н. Т. призвал ее молиться сщмч. Власию, еп. Севастийскому. Агиограф, к-рый, по его словам, присутствовал при этом разговоре, замечает, что на самом деле Н. Т. говорил о блж. Августине, еп. Гиппонском. Впервые Житие было опубликовано в Милане ок. 1480 г. итал. гуманистом Б. Момбрицио; 2-е издание, подготовленное Л. Сурием, вышло в Кёльне в 1574 г. В 1761 г. болландисты включили Житие в «Acta Sanctorum». Эта публикация была выполнена на основе 2 рукописей (из Сиены и Утрехта) и 2 первых изданий.
Согласно Житию Н. Т., его родители - Компаньоне де Гурутти и Амата де Гвидиани, долгое время оставались бездетными. Однажды им было видение о необходимости совершить паломничество в Бари. Они отправились к мощам свт. Николая Мирликийского, и вскоре у них родился сын, к-рого назвали в честь святителя. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители отдали его в качестве облата (см. Облаты) в обитель августинцев в Сант-Анджело-ин-Понтано (составитель Жития, вероятно ошибочно, называет августинцев регулярными канониками, скорее всего, речь идет об образованном примерно тогда же ордене августинцев-еремитов). По словам свидетелей, опрошенных в ходе канонизационного процесса, Н. Т. прилежно учился: изучал грамматику, логику, теологию в орденских обителях в Толентино и Чинголи (обл. Марке). Большое влияние на него оказал Реджинальдо из Монтеруббиано, настоятель обители августинцев-еремитов в Сант-Анджело-ин-Понтано. С 1260 г. Н. Т. прошел новициат в Сан-Джинезио.
В 1256 г. распоряжением папы Римского Александра IV к ордену августинцев-еремитов были присоединены общины бреттинов - нищенствующих еремитов из Бреттино, которые сохранили созерцательный образ жизни, отличавшийся соблюдением чрезвычайно строгого поста (см. также в ст. Нищенствующие ордены). Пример бреттинов, по-видимому, произвел сильное впечатление на Н. Т. Согласно Житию, он всегда усердно постился. Однажды, когда он изнемог от строгого поста, ему явилась Пресв. Богородица и накормила его вымоченным в воде хлебом, на котором был начертан знак креста. Впосл. Н. Т. сам кормил таким хлебом бедных (в настоящее время августинцы в Италии продолжают раздавать «хлеб святого Николая»). Сохранилось предание, что святой потушил горящий дворец дожа в Венеции, бросив в огонь кусочек такого хлеба.
В 1269 г. в Чинголи Бенвенуто Скотиволи, еп. Озимо (1264-1282; впосл. канонизирован Римско-католической Церковью), рукоположил Н. Т. во пресвитера. Несколько лет Н. Т. служил в разных орденских церквах в обл. Марке. Ок. 1275 г. он был назначен в Толентино, где и провел последние 30 лет жизни. По свидетельству Петра из Монтеруббиано, незадолго до назначения святому было видение, в котором ангелы повторяли: «В Толентино! В Толентино!». Там Н. Т. поселился в монастыре августинцев, но жил в отдельной келье. Вел аскетический образ жизни: спал не более 3 часов, лежа на земле и используя в качестве подушки камень и вместо покрывала рогожу. Основу его питания составляли хлеб и вода. Каждое утро по 3 часа Н. Т. принимал исповедь. Не меньше 15 часов в день он молился и никогда не пропускал богослужения, даже во время болезни. Н. Т. много проповедовал не только с кафедры, но и на улицах города; часто приходил с проповедями домой к больным, посещал в городе и округе госпитали и тюрьмы.
Согласно Житию, Н. Т. еще при жизни прославился чудесами; об этом же свидетельствовали показания очевидцев. Чаще всего он совершал чудеса исцеления, когда сам был тяжело болен. К нему приходили и обращались в молитвах люди, надеявшиеся на исцеление (или даже на воскрешение детей). Обычно он просил исцелившихся не рассказывать никому о совершённом чуде, считая себя лишь инструментом в руках Божиих. По преданию, однажды горожане, обеспокоенные истощением, до к-рого довел себя державший строгий пост Н. Т., принесли ему две зажаренные куропатки. Однако святой сказал: «Летите, продолжайте свой путь!», и птицы ожили и взлетели.
Незадолго до смерти Н. Т. было видение: он узрел звезду, к-рая сначала остановилась над Сант-Анджело-ин-Понтано, а затем переместилась в Толентино и замерла над монастырской церковью. Когда святой сообщил об этом видении братьям, они поняли, что его смерть близка. Видения со звездой стали повторяться чаще, особенно во время служения мессы.
Н. Т. похоронен в монастырской церкви в Толентино, к-рая позднее получила посвящение в его честь. Долгое время считалось, что от его мощей сохранились только руки, но в 1926 г. части мощей были обнаружены под базиликой и перенесены в капеллу, освященную в честь Н. Т.
О начале расследования и сбора материалов, предшествовавших канонизации, было объявлено в булле папы Римского Иоанна XXII «Pater luminum et misericordiarum» от 23 мая 1325 г. Сбор материалов завершился 7 июля того же года. Повторное расследование проводилось в 1357 г. Всего был опрошен 371 чел. Несмотря на то что сбор материалов был завершен, из-за «Авиньонского пленения пап» (1309-1378) и начавшейся затем схизмы в католической Церкви (1378-1417) канонизация Н. Т. была отложена и состоялась только через 89 лет после начала расследования. Буллой от 5 июня 1446 г. папа Римский Евгений IV, сам до избрания на Папский престол принадлежавший к ордену августинцев-еремитов, провозгласил о канонизации Н. Т., который стал, т. о., 1-м членом ордена августинцев-еремитов, причисленным к лику святых.
В целом образ Н. Т., каким он предстает в сообщениях современников и в Житии, соответствует образу св. монаха-отшельника. Он предавался аскезе, был отрешен от мира. При этом аскеза у него сочеталась с апостольским служением (проповеднической деятельностью, совершением богослужений, исповедованием, заботой о больных), что приближает его образ к модели святости, более присущей канонизированным представителям нищенствующих орденов.
Благодаря деятельности августинцев-еремитов почитание Н. Т. получило распространение в Италии, Испании, во Франции, в Бельгии и Германии, а с XVI-XVII вв.- в Лат. Америке; святого почитают также на Филиппинах.
В 1884 г. папа Римский Лев XIII провозгласил Н. Т. покровителем душ, находящихся в чистилище, поскольку при жизни святой страстно молился о спасении души своего брата, который был убит при невыясненных обстоятельствах, а также об упокоении души одного из августинцев, который явился ему после смерти и даровал видение чистилища.
Н. Т. традиционно изображают в монашеском облачении (белый подрясник, черная ряса с капюшоном и кожаным поясом). Его атрибуты - распятие, лилия, книга и хлеб. Лилия как атрибут Н. Т. упоминается уже в Житии: Петр из Монтеруббиано описывает случай, когда пассажиры попавшего в шторм корабля вознесли молитву святому и он явился в небесах, одетый в черную рясу, с лилией в руках и успокоил бушевавшее море. Иногда Н. Т. изображают протягивающим нищему хлеб с начерченным на нем знаком креста, держащим корзину с хлебами или с блюдом, на к-ром лежит птица. Кроме того, традиционным является образ Н. Т. со звездой (реже - с солнцем), которая, по преданию, следовала за святым; звезду могли поместить на груди святого или изобразить на небесах за его спиной.